THE GOOD IS…

Sasha Pryazhnikov at WordPress.com

Reply: Modern art undefined

with 25 comments

Debuffet

Привет!

С новым годом и тебя!

Спасибо за такие слова, за то, что ты написал в этой статье. «Чувствуй лучше, думай лучше» – это те слова, что я ждал, читая её. Культивируя в себе прекрасное, мы сможем избавиться от говна, пока хотя бы в небольшом радиусе вокруг себя. Хотя, пожалуй, это очень утопично в принципе.

Мне кажется, ты не успел оформить все свои мысли до конца. И в какой-то момент остановил свой размах, потому что мог и не остановиться. Что я имею в виду – это краткий скребок по постмодернизму, про которое ты сказал одно (кроме цитаты) – «говно». Я, конечно, никакой не знаток постмодернизма, но про это говно у меня есть замечание. Не стоит, наверно, спорить, что термин искусство уже закрепился по отношении к нему. И то говно (в прямом смысле говно: кучи разнообразного происхождения экскрементов, дерьма то есть и прочих испражнений), которое выставляется на показ, является (как и всегда искусство) отражением отношения людей к тому, что их окружает. Да, люди пережили много этапов от классицизм, барроко, импрессионизм, реализм (да, это очень поверхноснтый перечень, только для иллюстративности) и всякие пост-, нео-, анти- и контр-. При этом каждый этап был своего рода ступенью, моментом, когда человек пресыщается, оглядывается и видит что-то ещё. За последний век, раз уж о нём речь идёт, человек особенно сильно навалился на себя, загнал себя в угол. И что же он там видит? Говно! Своё говно, желчь. Зачем на это смотреть? Чтобы рассмотреть его, понять, что оно так же неотъемлемо от человечества, чтобы перебрать свой багаж аналогий, если хочешь. Искусство не должно быть красивым. И уж тем более понятным. Оно не может быть понятным. Оно не должно быть каким либо. Оно просто есть. Его никто не создаёт. Его кто-то обнаруживает, открывает, замечает, как и в науке с открытиями. Этот процесс и является творчеством.

// короче, субъективно я не фанат говна, но объективно я его не могу не признать, и пытаюсь понять, отбросив стереотипы.

Ты вот начал с Полинезийских традиций и терпимость сексуальным меньшинствам и пр. Здесь ключ, мне кажется. Если ты признаешь их «свободы», то стоит признавать свободу «говна». Извини, но надо быть последовательным. Возможно, этот ещё один кирпич, который надо сбросить. Не наступит ли момент, когда перебежав на новую базу, уже очень далёкую от начальной, останется отбросить мораль, чтобы попасть в дом?

Ещё раз скажу спасибо. Я с тобой в большинстве согласен, особенно с ощущениями, но, вот, чувствую какую-то нестыковку. Нет ощущения, что ты на себя смотришь теми же глазами, что и вокруг.

В очень общих чертах как-то так.

Никита.

 

 

 

Спасибо большое за замечание!

Ты совершенно точно поймал меня на самом скользком месте в этом эссе – с искусством я недостаточно точно разобрался. Я немного истощился физически, у меня опять поменялись местами ночь и день, а еще я спешил успеть к новому году и в результате дал промашку.

Верно говорит один мой приятель – „мы не торопимся, потому что мы не умеем торопиться”.

Короче, последние пару страниц работал не как японец. 🙂

Попробую исправить.

Во-первых, сам термин пост-модернизм недостаточно точно определен, это buzz word. Не определен он именно в силу этой дурацкой философии – и я просто обрадовался, когда увидел в ней тот же самый идиотский паттерн, как и во всем вокруг – что мол просто должно быть что-то новое, а не что-то лучшее. Кстати, после цитаты слово „человек” было у меня перечеркнуто, просто форматирование почему-то слетело.

Так что в философской плоскости я с ним разобрался по совести, но именно по-человечески объяснить не получилось. После отправки я сам с тревогой это почуял, но наследующий же день порыл тщательнее и все опять встало на свои места.

Забавно, что я призываю набить Гельману морду, и только потом узнаю из новостей, что это уже кто-то сделал, как будто меня почитал – ворвались, избили и попортили его уродское картины. Испугался, что я его зря обидел – пролистал всю его коллекцию – молодцы, вроде как не зря попортили, сплошное уродство и деградация. Прочесав в интернете разные галереи современного искусства в США, Европе и Японии, опять убедился, что там я нахожу то, что мне нравиться, или возможно, то что мне могло бы понравиться, разбирайся я в этом получше. Догадываюсь, что возможно отчасти вездесущая коммерциализация там не позволяет художникам делать говно – тяжело будет втюхивать его коллекционерам, втирая им, что искусство не должно быть красивым и понятным, и что художник всегда прав, как делают наши Гельманы. Что-то все-таки заставляет художников за бугром признавать проблему и включать голову, ища выходы из состояния этого упадка. Они пишут об этом книги.

Удачно вышло, что на Амазоне можно прочитать вступление к книге Thomas McEvilly in Richard Roth, Jean Dubuffet, Susan King, Beauty Is Nowhere: Ethical Issues in Art and Design, Routledge, 1998. Она все прояснила окончательно.

Жан Дэбуффе в своем вступлении к ней признает проблему, говоря, что к сожалению ценности, которые прославляет современная культура (говно) ушли из соответствия подлинной динамике нашего сознания и стали неудобной одеждой, которая нам перестала подходить. Он пишет, что его задача – поймать момент того сумашествия, экстаза, который появляется еще до осмысления. Он заявляет, что изобразительное искусство – это сильнейший выразительный инструмент, намного более сильный, чем слова, способный моментально вживить наблюдателя в образ, и призывает освободить искусство от эллинистических формулировок красоты пропорций тела или гармонии цветов, чтобы оно окончательно освободилось и стало танцевать, кривляться и беситься, как сумасшедший. При этом при всем невозможно отрицать, что чувство прекрасного есть у каждого, и неважно, что его восприятие сильно отличается у разных людей, утверждает он.

Хорошо, пусть искусство не будет красивым, именно по эллинистическим, классическим канонам, я то сам для себя уже давно определяю красоту совсем по другому. Согласен, каноны и формулировки – долой. Сегодня искусство уже не обязано быть красивым.

Но, черт возьми, оно обязано быть искусством.

Работы ДэБуффе, прикрепленные к этому письму – прекрасная тому иллюстрация. Это та красота, которую человек рациональными доводами загнал в эту несовершенную форму, но все равно не смог выкинуть на помойку и заменить говном. Это – настоящее искусство, подвиг, достижение. Обходиться оно не дешево – картины ДэБуффе начинаются с ценника в $30,000.

Debuffet

Debuffet

Debuffet

Debuffet

Debuffet

Debuffet

Возможно, ребенку такие картины понравятся не сразу, и придется объяснять ему, как хорошо человек постарался чтобы дойти до такой формы, изобретя кучу коварных формулировок. Хотя у грустной желтой коровки или тигра как мне кажется много шансов понравиться сразу даже ребенку. Надо проверить на детях.

Очень жаль, что этот великий художник умер. Толпе Гельманов теперь будет так просто заявить, что его арт-брют, собственный стиль, направление в искусстве, которое он создал, руководствуясь все тем же чувством прекрасного, которое есть в каждом из нас – уже старье, классика, и надо к нему приставить приставку „пост” и попытаться заменить говном.

Как подтверждение мысли ДэБуффе об изобразительной силе – почти на всей мазне, собранной у Гельмана, написана куча слов – мне совершенно ясно, что сильнейший инструмент изобразительной силы они использовать не умеют, и им приходится что-то писать попохабней, рисовать, как кто-то кого-то трахает, устраивать все эти скандалы вокруг своих убогих картин, с изобразительными задачами которых справиться любой дебил с фотошопом. Всему этому говну максимум место в интернете на сайте с фотожабами, и для изображения всего этого убожества совсем необязательно брать в руки кисть. Министр культуры был совершенно прав, заявив что эти целующиеся менты – просто позор, но он идиот, потому что не может развить свою мысль дальше и объяснить почему.

Так что я отказываюсь признавать свободу говна, и тем более не пытаюсь понять его. Пусть у меня не хватит формулировок доказать это каждому Гельману, но я искусство заменить говном я не согласен.

Я не признаю говно, так как вижу, что полинезийцы просто еще не додумались до него, а современный цивилизованный человек попался в искусственную ловушку собственных умственных формулировок. Надо не искать искусства в говне, еще больше в нее (или в него) закапываясь, а надо попытаться вылезти оттуда. На западе сильнее коммерциализация, на востоке – традиции, и там и там искусство все равно робко выглядывает из страшной формы, в которую оно было загнано мозгами. У нас в галерее Гельмана почти с каждой картины на тебя гордо улыбаясь смотрит говно.

Необходимо с этим бороться.

Получается, что если хорошо напрячься, попробовать почувствовать и осмыслить все как следует, то можно в твоем углу увидеть не говно, а все того же человека, одинокого, несчастного, заваленного защитными кирпичами, отгородившегося от всех никем не понятой эго-уникальностью и собственным мнением, не способного ни с кем общаться, но тем не менее натянувшего на себя улыбку и показывающего, что все ОК. Этот образ и есть, как мне кажется, вся суть этого угнетающего zeitgeist’а. А чтобы ответить на твой самый коварный вопрос про отказ от морали мне придется, походу, написать еще один текстик, уж очень он не прост. За время отдыха в горах появились кое-какие идеи про то, что будет потом. Забегая вперед, скажу что все будет просто замечательно если тонко и осмысленно действовать.

То, как я сам смотрю на себя, пока меня не занимает так сильно. Если ты заметил, я выкинул из текста все имена, постарался из него свое „я” исключить как можно тщательнее. Я-то знаю все эти ходы – покажи паспорт, покажи диплом, а что ты в жизни сделал, а сколько заработал, а какая у тебя баба, ах ты из Москвы уехал и все в таком роде. Я сам еще недавно мог быть таким же эго-спорщиком с готовым чемоданчиком всякой софистики. Только дай людям повод подкопаться, они уже держат на готове свои пыльные кирпичи, про которые мне все более-менее известно. Все только и ищут повод меньше думать и забивать на свои чувства, так же легче. Но это только кажется.

А ты вот молодец, реально по сути дела и без нафталина!

Еще раз спасибо за то что не поленился вступить в сложный диалог!

Но и сам этот мир стал очень сложным, а в старых готовых ответах очень много разной хуеты может скрываться.

Саша

Written by Sasha Pryazhnikov

January 9, 2008 at 1:25 am

25 Responses

Subscribe to comments with RSS.

  1. О ТОМ ЖЕ: “Что я натворил”/Борис Акимов, Владимир Васильчиков, 30 июня 2008

    http://www.afisha.ru/msk/article/3616/

    Sasha Pryazhnikov

    July 22, 2008 at 10:18 am

  2. Видела…видела….слишком всё утрировано, но круто)))

    VladimiR

    November 6, 2008 at 1:58 pm

  3. Красиво

    Венесуэльщик

    November 8, 2008 at 10:43 pm

  4. вот это позитив) просто класс)

    Michael

    November 17, 2008 at 9:26 am

  5. забавнo

    _Master_

    November 17, 2008 at 8:06 pm

  6. “good post”

    GenDOS

    November 17, 2008 at 9:21 pm

  7. их больше было О_о

    Manesica

    November 17, 2008 at 11:43 pm

  8. Невероятно красиво!

    Alex_MAG

    November 18, 2008 at 1:02 am

  9. Классно!

    Igo

    November 18, 2008 at 8:42 pm

  10. Интересненько=)

    Maks

    November 18, 2008 at 11:08 pm

  11. а в каком это городе,какой стране??очень креативненько!!!!!)))))

    BlackStation

    November 19, 2008 at 1:35 am

  12. просто афигенно!!!!))

    klim

    November 19, 2008 at 3:54 am

  13. Благодарю!

    KIM

    November 19, 2008 at 10:36 am

  14. “шикарно”

    Hexpl0rer

    November 21, 2008 at 10:43 pm

  15. “Добавил в закладки”

    Helium

    November 22, 2008 at 12:09 am

  16. “Отличный пост”

    Сергей Г.

    November 22, 2008 at 1:44 am

  17. Класс! Афтару респект!

    Jaxta

    November 22, 2008 at 3:40 am

  18. “Ты один из немногих, кто действительно хорошо пишет”

    Sergey

    November 22, 2008 at 5:32 am

  19. Супер!!!

    ivan

    November 22, 2008 at 6:55 am

  20. “Блог в ридер однозначно”

    dodman

    November 29, 2008 at 4:42 pm

  21. “Всегда приятно читать умных людей”

    DIMMka

    November 29, 2008 at 11:44 pm

  22. “Спасибо за блог”

    Delf

    December 1, 2008 at 12:49 am

  23. Да, Именно так и было!:))

    Заправщик

    December 1, 2008 at 2:43 am

  24. “Пост хорош”

    DUZER

    December 1, 2008 at 4:25 am

  25. потеряла твой мейл
    если интересно и если не читал
    http://lib.ru/CULTURE/KANDINSKIJ/kandinskij.txt

    kk

    January 15, 2009 at 10:14 pm


Leave a Reply

